От идей к действиям!

Как и любая другая законотворческая инициатива, закон о банкротстве физических лиц, до вступления в силу, прошел через многие споры, обсуждения и изменения. Иногда казалось, что еще чуть-чуть и закон будет принят. Потом появлялось наше русское «но», и закон откладывался до более подходящего времени, которым и оказался октябрь 2015 года.

С каким сопротивлением и трудностями сталкивались «первопроходцы», которые пытались дать людям возможность не задумываться о завтрашнем дне и малыми шагами приближались к оформлению в букве закона процедуры банкротства граждан?

Первый закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят 19.11.1992 г. На практике он оказался не работающим: его статьи носили декларативный характер, и как большая часть законодательства той поры не имел продуманного механизма работы процедуры.

Второй попыткой парламентариев сформировать концепцию проведения процедуры банкротства стал Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 N 6-ФЗ действующей в 1998−2000 г.г. Однако вопрос правового института банкротства граждан участниками законодательного собрания Государственной Думы РФ второго созыва затронут в нем не был. Предполагаю, что причиной этого стала необходимость в кратчайшие сроки принять законодательную базу в сфере банкротства предприятий, чье руководство, после проведения приватизации, не смогло справиться с реалиями рынка и погружало предприятия в трясину долгов. Другая причина, о которой нельзя забывать, — предстоящий дефолт 1998 г., первые звонки которого уже были слышны в 1996−97 г.г. К тому же Государственная Дума РФ второго созыва состояла в большей части из представителей Коммунистической партии и из сочувствующих им оппозиционеров государственной власти, для которых включение в закон главы о банкротстве граждан, могло обернуться провалом на предстоящих выборах 1999 г.

Следующий этап, который можно выделить в истории банкротства граждан, — инициатива Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). 18 февраля 2000 г. в подтверждении данной инициативы начальник управления правового и методического обеспечения Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству Александр Варварин сообщил информационному порталу Полит.ру «что служба внесла в Думу поправку к статье 25 Гражданского кодекса, вводящую в стране институт банкротства физических лиц». Однако данной инициативе было не суждено реализоваться, а про банкротство граждан на время было забыто.

2002 год, а именно 26 октября стало поворотным моментом для процедуры банкротства граждан, так как был принят новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, в рамках которого появилась глава Х — банкротство граждан. С одной стороны это стало очередным шагом к принятию процедуры банкротства граждан, но с другой стороны назвать себя несостоятельным мог только индивидуальный предприниматель. А вопрос личного банкротства законодатель оставил замороженным.

С очередной попыткой «разморозить» процедуру банкротства граждан в мае 2006 г. выступило Министерство экономического развития и торговли РФ. В соответствии с проектом гражданам предоставлялась возможность использовать отсрочки по уплате налогов. А также три месяца на составление плана погашения долга, в течение которых будущий банкрот будет освобожден от исполнения требований кредиторов. Отправной планкой для признания гражданина несостоятельным была установлена сумма в размере 10 000 рублей. Тем самым Минэкономразвития выступило с видением процедуры банкротства граждан как аналога бесконечной реструктуризации задолженности. Итог — проект в ходе обсуждений был признан слишком мягким и ущемляющим права кредиторов, в связи с чем был направлен на доработку обратно в министерство.

С наступлением финансового кризиса пришла первая волна увольнений, за которой последовали вторая и третья. И к концу 2008 г. большая часть граждан была не способна исполнить обязательства по своим долгам, либо их исполнение приводило к существенному снижению уровня жизни. Сложившаяся ситуация в стране подтолкнула Министерство экономического развития и торговли к очередной попытке «разморозки» проекта закона о банкротстве граждан. В редакции проекта 2009 г. введение реструктуризации предусматривалось на срок до 5 лет с обязательным погашением долга перед кредитором по графику, который утверждался в суде и согласовывался с кредиторами и заемщиками. При этом требования кредиторов по взысканию долга, а также начисление штрафов и пеней должны быть приостановлены с момента обращения заявителя о банкротстве в суд. Понятие «реабилитация» подразумевало списание части долга с условием того, что другую часть должник погасит посредством реализации своего имущества и полученного дохода. При этом единственное жилье оставалось в собственности должника, за исключением случая, если жилье было приобретено в ипотеку. Кроме того, должнику полагались денежные средства на проживание, не более 25 тыс. руб., предметы домашней обстановки и обихода, личные вещи, за исключением предметов роскоши, и имущество, необходимое для профессиональных занятий, если его стоимость не превышает 10 тыс. руб. На все процедуры отводился срок от трех до шести месяцев, после чего должник должен был считаться полностью реабилитированным и освобождался от всех обязательств перед кредиторами.

И снова проект закон о банкротстве граждан был «потерян» в процессе согласования в кабинетах ведомств. Председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов предположил, что закону противодействовали крупные коммерческие банки. Согласно его комментарию в СМИ, банкам выгодна существующая архаичная система, когда банкротство осуществляется с помощью исполнительного производства в судах. Либо — что чаще — путем сброса портфелей просроченной задолженности в коллекторские агентства, зачастую действующие полукриминальными методами.

В 2010 году, несмотря на призыв Владимира Путина (на тот момент премьер-министр) о внесении закона о банкротстве граждан в Госдуму еще к середине года, данное поручение Правительством РФ так и не было исполнено. Предполагаю, что «щекотливый» закон о личном банкротстве в условиях кризиса и нестабильности в стране решено было не принимать, дабы не возлагать дополнительной нагрузки на финансовый сектор страны.

С наступлением 2012 года в кругах власти вновь стала обсуждаться идея о необходимости полноценного закона о банкротстве граждан. 28 июля 2012 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о банкротстве физических лиц, работа над которым длилась почти восемь лет. Согласно законопроекту реструктуризация долгов может вводиться на срок до пяти лет. Граждане, которые попадали под нововведения, должны обладать постоянным доходом и не иметь неснятую или непогашенную судимость за умышленные преступления в сфере экономики. С этого момента прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина. Однако, если за это время долги не будут погашены, то суд признает гражданина банкротом. Аналогичное решение может быть вынесено и раньше — если план реструктуризации не был представлен или не утвержден судом. После этого начинается процедура по реализации имущества должника. Профильный думский комитет по финансовому рынку поддержал концепцию законопроекта Правительства РФ, но подчеркнул, что «отдельные положения проекта требуют дополнительного обсуждения, доработки и конкретизации».

14 ноября 2012 года Государственная Дума РФ без внесения значительных поправок приняла законопроект о банкротстве физических лиц в первом чтении. Однако Минэкономразвития должно было детально проработать вопросы, связанные со смертью должника и с наследованием долгов, а также связанные с совместно нажитым имуществом и семейными отношениями. Парламентариями же был предложен ряд неоднозначных предложений: запрет на выезд из страны должников, запрет на предъявление претензий к беременным женщинам, а также к женщинам, у которых есть дети не старше трех лет. Депутаты также предложили пересмотреть положение о единственном жилье, прировняв понятие «единственное жилье» к минимальному размеру площади жилого помещения. А минимальный порог суммы задолженности поднять до 50 тысяч рублей.

Принимая во внимание предложения парламентариев, Минэкономразвития смогло подготовить новую редакцию закона о банкротстве граждан и направить ее в Госдуму лишь во второй половине 2014 г.16 декабря 2014 г. законопроект о банкротстве физических лиц был принят Госдумой в окончательном виде.

Далее события стали развиваться в геометрической прогрессии. 25 декабря 2014 г. законопроект утверждается Советом Федерации, а уже 29 декабря законопроект о банкротстве физических лиц «попадает» на стол к президенту РФ Владимиру Путину, который его и подписал.

Закон о банкротстве физических лиц включил в себя существенную часть предложений депутатов Государственной Думы. Минимальный порог задолженности для инициирования процедуры банкротства был увеличен с 50 тысяч рублей до 500 тысяч рублей, срок проведении реструктуризации долга ограничивался тремя годами, добавлены нормы регулирующие основания и процедуру временного ограничения права должника на выезд за границу и т.д.

Поправки вступали в действие с 1 июля 2015г. При этом изменения коснулись не только Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», но и других нормативных актов. Я бы отметил внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, согласно которым дела о несостоятельности гражданина рассматриваются судом в порядке особого производства. Подраздел IV «Особое производство» ГПК был дополнен новой главой 32.1, регулирующей порядок подачи и рассмотрения судом заявления о признании гражданина несостоятельным. Данное новаторство было воспринято неоднозначно в среде судебных экспертов и аппарата Верховного суда. Суды общей юрисдикции оказались не готовы к претворению в жизнь закона о банкротстве физических лиц, в связи с чем было предложено передать подсудность арбитражным судам, которые имеют уже наработанную практику в сфере банкротства. Вследствие чего в июне 2015 г. в срочном порядке Госдумой РФ были внесены поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)», откладывая его вступление в действие до 1 октября 2015 г..

В октябре 2015 года в арбитражных судах появились первые обращение граждан о собственном банкротстве. К концу месяца количество поданных заявлений превышало 2 000, а на начало сентября 2016г. их более 30 000. 30 октября 2015 года можно считать отправной точкой в практике применения процедуры банкротства граждан. Арбитражный суд Красноярского края вынес первое в России решение о банкротстве физического лица — заявление ПАО «Сбербанка России» о признании физического лица, Ю. А. Лебедева, банкротом.

Илья Ильин, эксперт портала «ЕслиБанкрот.рф»

30.09.2016

По теме

Число граждан-банкротов растет — хорошо или плохо?
По данным «Федресурса» (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, fedresurs.ru), количество банкротств граждан ежегодно растет. Считаю, что это обусловлено востребованностью процедуры, позволяющей освободиться от непосильных обязательств.
В июле исполняется полгода с вступления в действие закон о деятельности коллекторов
Закон ввел ряд определенных ограничений в деятельность коллекторов
Списание задолженности — что банкрот может оставить у себя.
Неправильно полагать, что задолжавший лишается всего: часть имущества можно законно исключить из конкурсной массы
Что будет с деньгами банкрота?
Денежные средства — в том числе и заработная плата — тоже относятся к категории «имущество» и ими управляет и распоряжается финансовый управляющий